В станице Каневской. Записки с XIV творческой мастерской «Фольклор и молодежь»

Кадриль на стадионе

Стадион в Каневской – место популярное у местной молодежи. Ближе к вечеру, когда спадает дневная жара, здесь собирается спортивная элита станицы. На зеленом футбольном поле и прилежащих к нему дорожках и секторах появляются атлетического вида молодые люди и девушки в спортивной форме. Тренируются под руководством тренеров и самостоятельно, нарезают круги вокруг поля, прыгают, играют в футбол до самых сумерек. А потом все снова стихает до следующего дня.

В конце июля, когда в станицу приехали участники XIV Творческой мастерской «Фольклор и молодежь», на стадионе все переменилось. Спортивные тренировки шли своим чередом, но ближе к сумеркам жизнь на стадионе не замирала. Каждый вечер здесь звучала гармошка, песни, шутки – начиналась вечерка, с кадрилями и полечками, частушками и веселыми играми.

Вечерки на таких общих фольклорных сборах ­отличаются от того, как проходят гулянья дома у каждого из приехавших коллективов. Здесь всегда весело и всегда есть что-то новое, чему можно поучиться. И в этот раз вечерошники, собравшиеся с разных концов России – с Кубани, из Москвы, Питера, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска, Тулы – привезли свои, иногда отличающиеся деталями, иногда совсем незнакомые танцы и игры.

Всем ребятам пример

Кубань в этом году на мастерских представлял один из лучших фольклорных коллективов края из г. Гулькевичи. Вернее, это целых два коллектива – взрослый «Ладо» и детский «Маруся», руководит которыми фольклорист и преподаватель Марина Техова. И тот и другой ансамбль строят свой репертуар на этнографическом материале линейных казаков. Коллектив известный в крае, неоднократный лауреат конкурсов, имеющий звание народного и образцового. Причем вполне заслуженно – поют и танцуют они здорово. Но больше всего порадовало то, как ведут себя девушки и парни из «Маруси» и на сцене и вне ее. Никакого театра, никакого напяливаемого на себя «артистического образа» – просто, естественно, живо, без дурацких «ужимок и прыжков», но с внутренним содержанием, с внутренней силой. Они и на вечерке такие же, какие днем на мастерской. Что ж, видно родительское слово и пример ( а из приехавших ребят «Маруси» почти половина – дети участниц ансамбля «Ладо») для них не пустой звук. Вот с этого и начинается и без этого не бывает традиция, традиционная культура.

Влез медведь на колоду…

«Влез медведь на колоду… Бултых в воду!..» – неторопливо произносит незамысловатый стишок руководитель мастерской по игре на гармони Игорь Петров. А слушатели, собравшиеся вокруг него в тени каштанов станичного парка, по этой команде забираются на скамейки-«колоды», прыгают с них «в воду», выполняют еще массу забавных медвежьих движений. Почти два часа один из лучших гармонистов Питера занимался со слушателями упражнениями, которые посторонний человек вряд ли связал бы как-нибудь игрой на гармони, которая до поры до времени так и стояла рядышком. Семинаристы хлопали в ладони, вышагивали по кругу, отстукивали ритм ладонями по скамейке, пели. И, казалось, занимаются они чем-то очень интересным, но далеким от заявленной темы. И лишь в конце Игорь Евгеньевич взял в руки гармонь и, играя, постоянно останавливался и обращал внимание слушателей на какие-то важные моменты: – А это узнаете? – А вот это теперь чувствуете?

– Чтобы играть на гармони нужно не просто нажимать «правильные» кнопки. Как в традиционном пении, или в русском рукопашном бое, здесь важно понять и уметь применять некоторые определяющие принципы, относительно которых кнопки – вторичны, – говорит руководитель мастерской.

Казанские заводилы

С гармонистами в Каневской был полный порядок. Кроме Питера и Москвы своего мастера на вечерках выставила еще и Казань. Александр из казанского ансамбля «Красная Горка» был неутомим и универсален – русская «Барыня» сменялась то марийской кадрилью, то еще какими-то поволжскими музыкальными сюрпризами. Вообще, «Красная Горка», руководит которой преподаватель Казанского училища культуры Александра Самойлова, оставила очень приятное впечатление. Молодой, красивый, дружный коллектив. В его составе русские, татары, удмурты, марийцы, которые с большой любовью и уважением относятся друг к другу и к культуре друг друга. Поэтому как свои у них звучат песни и частушки на разных языках. А сколько своих игр они заводили на вечерках! А уж танцуют как лихо – каблуки отлетают!

Новый центр казачьей культуры

Еще один молодой коллектив провел свою презентацию в дни работы Творческой мастерской «Фольклор и молодежь». Это ансамбль «Любысток» (руководитель Ирина Повх) Центра традиционной казачьей культуры станицы Каневской (руководитель Вячеслав Владимирович Асанов). И Центру и ансамблю – всего несколько месяцев от роду, но потенциально ожидать от этих новичков надо многого. Во-первых, потому что руководить Центром взялись люди с большим практическим опытом, высокой теоретической подготовкой и серьезным пониманием проблем, стоящих перед ними. Во-вторых, потому что две предыдущих творческих мастерских, прошедших в станице, не остались незамеченными и у Центра уже есть своя способная молодежь. В добрый путь!

Мастерская «Казачьего Круга» была отмечена острой полемикой между представителями двух отечественных школ фольклористики – московской и питерской – в лице старинных приятелей-антагонистов А.С.Кабанова и А.М.Мехнецова. Нам же хотелось просто попеть вместе. Чтобы это «вместе» распространялось на всех, кто эту песню слышит. Хороший был вечер.

Зеленое жито, зелене…

В последний день работы Творческой мастерской в Центральном парке Каневской проходил районный праздник, на который съехались из станиц и хуторов района народные исполнители. В импровизированных казачьих куренях гостей из краевого и районного управлений культур, московских и питерских специалистов, всех участников творческой мастерской ждало богатое угощенье и добрая песня. Чаще других, наверное, звучала «Зеленое жито, зелене. Хорошие гости в мене…», которую поют когда собираются в хату добрые гости, весь род. Сильна кубанская казачья порода. Не зря про здешних казаков говорят – ест за двоих, а работает за троих. И погулять как следует тут тоже умеют.

Круглый стол: впереди новые встречи

Вот и пролетели эти несколько дней на кубанской земле, с горячим солнцем, раздольными песнями, веселыми вечерками, интересными встречами, новым опытом. Жаль, что не так много руководителей детских коллективов с самой Кубани приняли участие в работе Творческой мастерской. Ведь даже свою, кубанскую «Марусю» наверняка видели далеко не все, не говоря уж о гостях со всей России. Важен обмен опытом, понимание общей ситуации, координация усилий. Об этом, в частности, шла речь на круглом столе, собравшем ученых-фольклористов Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, представителей администрации Краснодарского края и Каневского района, специалистов в области традиционной культуры. Участники круглого стола высказали намерение активнее содействовать тому, чтобы потенциал следующей Творческой мастерской «Фольклор и молодежь» был использован с максимальной пользой для местных руководителей детских коллективов народного творчества. Так что на следующий год молодежный форум в Каневской обещает быть еще шире и представительней. Записываемся на участие?

0

Контакты

Яндекс.Метрика