Зёрна в землю добрую. Зачем возрождать традицию?

Статьи и публикации

Легендарный фольклорист с почти полувековым стажем экспедиционной работы Андрей Сергеевич Кабанов любит говорить о том, что «традиция способна возродиться из зерна». Когда кажется, что все вокруг выжжено, выхолощено, уничтожено до основания, тогда сила и глубина народной памяти, мудрости, народного опыта позволяют восстановить если не всё, то многое, даже из единственного, чудом сохранившегося где-то в укромном уголке зернышка. Традиция очень живуча. Как наше ДНК, она имеет огромный запас прочности, потому что от того, насколько крепка народная традиция, зависит жизнь, существование самого народа. Это стержень, на который все мы опираемся, даже не зная об этом, не задумываясь, просто неся этот стержень вместе с генетическим кодом.

В ноябре 2012 года в Москве прошел VII Международный общественно-культурный Форум «Живая традиция». То самое «зернышко», пройдя через засухи и морозы, все-таки выжило, пошло в рост и сейчас росток уже набирает силу, крепнет год от года. Форум, организованный Культурно-просветительской инициативой «Походъ» и Российским фольклорным союзом, - тому живое свидетельство.

Каждый год на это самое масштабное для фольклорной общественности нашей страны событие съезжаются лучшие фольклорно-этнографические коллективы из многих регионов России и ближнего Зарубежья. Не те ансамбли, что выступают в одинаковых сарафанах и кокошниках под фонограммы на официальных концертах, а настоящие народные исполнители из глубинки и горожане, которые серьезно учатся у этих исполнителей, перенимают традицию из уст в уста, изучают архивные записи, сами стараются жить «в традиции», насколько это возможно в условиях города, всей своей жизнью утверждая идею жизнеспособности и актуальности традиционной культуры в наши дни. В рамках Форума проходят пресс-конференции и круглые столы, научные конференции и творческие лаборатории, мастер-классы и молодежные вечерки. И, разумеется, концерты.

Зачем нужны такие Форумы? Не только для того, чтобы показать жителям мегаполисов, что такое настоящая народная культура, но и для того, чтобы сами участники коллективов увидели, что они не одиноки. Трудно человеку, когда он один. В небольшом городке собрались люди, которым дороги традиции своего народа. Люди, которые способны отличить настоящее от наносного и представляют, что они хотят сохранить и перенять. Им очень непросто. Порой им кажется, что, кроме них, никому не нужно то, что они делают. Зачастую у них нет денег, помещения, поддержки местных властей, техники, фондов, из которых можно было бы черпать информацию. Можно в одиночку биться месяц, год, а потом наступают отчаяние, усталость и вспыхнувший огонек гаснет. Другое дело, если такой коллектив приезжает на большой фестиваль, на Форум. Здесь на Круглых столах или в неформальной обстановке в кулуарах можно пообщаться с теми, кто, как и они, начинал с нуля но уже прошел самый сложный первый этап, преодолел трудности и вышел на широкую дорогу. Можно пожаловаться на свои проблемы и попросить совета. Здесь есть возможность обратиться к известному этномузыкологу, фольклористу с просьбой прослушать, как звучит ансамбль, и он, если надо, мягко скорректирует ошибки, даст нужное направление, подскажет, где найти источники для более полного овладения традицией выбранного региона. Здесь на мастер-классах выступают известные ансамбли с большим опытом работы. Сюда приезжают с концертами народные исполнители. Здесь есть доступ к экспедиционным записям, к архивам, продается специальная литература... Словом, здесь чувствуешь себя не одиноким, а членом большой общности заинтересованных людей.

В сущности, кто такие нынешние жители крупных городов России? В большинстве своем потомки жителей деревенских. У кого-то в первом поколении, у кого-то в третьем-четвертом, но корни у всех нас оттуда, от земли. В свое время города здорово подпитались от деревень и, откровенно говоря, обескровили, выхолостили их. Теперь время отдавать долги. Образованные, цивилизованные горожане, осознавая драгоценность народной традиционной культуры, приезжают в деревни, в села, в станицы и хутора, чтобы поговорить со стариками, записать, перенять уходящую, порой кажется совсем уже ушедшую Атлантиду народной мудрости. А потом, вернувшись в город, находят единомышленников и собираются, чтобы разучить старинную песню, вышить на сарафане традиционный орнамент, выткать рушник, выучить по редким видеозаписям дедов заковыристое плясовое коленце, завести в городском парке большой хоровод. Да, на столичных фольклорных вечерках и концертах, в основном пока встречаешь одни и те же лица, да, в городских «фольклорных тусовках» все друг друга знают в лицо, но круг уже не так узок, как десять, двадцать лет назад. Фольклорное движение в стране действительно набирает обороты. И во многом именно благодаря фестивалям и форумам, которые теперь уже регулярно устраивают разные фольклорные общественные организации.

Зачем вообще нужно России то, что принято теперь называть «фольклорным движением»? Вопрос только кажется риторическим – ответ на него далеко неоднозначен.

Народные традиции в их естественном бытовании угасают. Это, увы, объективная историческая данность. Старинные лирические и свадебные песни, хороводы и причитания, праздничные обряды, ремесла и промыслы – всё это стремительно, на наших глазах уходит из коллективной этнической памяти и из актива культуры. Так и пусть бы себе. Зачем хвататься за то, в чем люди уже не видят смысла, что в сегодняшней жизни совсем, кажется, не актуально?

Затем, чтобы возродить село? Утопия. Это нужно делать совсем другими средствами и совсем в других масштабах. Здесь на передний план выходят экономисты и политики, но уж никак не фольклористы.

Затем, чтобы перевоспитать «циничных и бездуховных» жителей мегаполисов? Тоже маниловщиной попахивает. Во втором десятилетии XXI века, при наших темпах, технологиях, глобализации, при огромном ежесекундном потоке информации, обрушивающемся на горожан, возвращаться к традиционным патриархальным ценностям кажется невозможным.

Тем не менее, опыт последних десятилетий показывает, что народные традиции сегодня актуальны и жизненно необходимы обществу вне зависимости от естественных условий их бытования, что средствами традиционной народной культуры решается огромный круг проблем – и социальных, и воспитательных, и образовательных, и, кстати, экономических. Возрождение, восстановление, сохранение и освоение народной традиции, даже отдельных ее элементов способно возродить к активной жизни и деятельности отдельного человека, поднять деревню, посёлок, улучшить жизнь людей в целом регионе! Это не пустые слова. Есть конкретные примеры.

Кандидат искусствоведения, научный сотрудник Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации С.Р. Кулева рассказывает об опыте своих коллег. Вологодская область. Хохловские, вологодские, череповецкие педагоги и сотрудники Кадуйского Центра народной традиционной культуры провели исследования в группах детей, системно осваивающих содержание традиционной культуры, и в контрольных группах, где дети не занимаются освоением традиционной культуры. Результаты показали, что для детей, в течение нескольких лет воспитывавшихся на основе традиций народной культуры, приоритетными являются духовно-нравственные ценности - дружба, доброта, честь и достоинство, любовь к родине, уважение к старшим. Дети в контрольных группах среди приоритетных выделяли материальные современные ценности: деньги, престижная работа, хорошая квартира, «крутая» машина, вкусная пища, модные вещи. Причём, с возрастом у детей первой группы средний показатель выбора духовно-нравственных ценностей возрастает, а у детей контрольных групп падает. Например, любовь к Родине как ценность, имеющую важное значение в жизни, в младшей возрастной группе детей, занимающихся ТНК (традиционной народной культурой), назвали 80%, в средней – 83,3%, в старшей – 85,7%, а в контрольных группах 66,6% в младшей группе, 58,3% - в средней и всего 18,75% детей в старшей. Так же пропорционально увеличивается количество детей в группах детей, выбравших своим приоритетом уважением к старшим от 30% в младшей группе до 71 – 75 % в средней и старшей группах. В контрольных же группах, напротив, процент детей, считающих уважение к старшим приоритетным, с возрастом уменьшается – от 40% в младшей до 12,5% в старшей группах. Если в старшей возрастной группе детей, занимающихся ТНК, всего 14,2% детей считают деньги важной жизненной ценностью, то в контрольной группе это 56, 25%. Если в контрольной группе модные вещи являются жизненным приоритетом для 62,5% детей старшего возраста, то в группе детей, занимающихся ТНК, никто не назвал их среди жизненных ценностей.

Статистика показывает заметное улучшение успеваемости и стабильное увеличение числа детей, у которых сформирована нравственная направленность. Образовательный эксперимент проводился с 1995 по 2003 годы и показатель этот вырос за это время с 36% до 67%.

За 35 лет деятельности Хохловской школы первые выпускники-медалисты появились в 1996-1997 учебном году, по прошествии двух лет включения праздников народного календаря в планирование воспитательной работы школы. А в период активной фазы образовательного эксперимента только за четыре года выпускниками школы были получены 11 медалей. Уровень успеваемости по графикам возрос с 98,7 % в 1999 году до 100 % стабильно в период с 2005 по 2010 годы. В годы реализации образовательного эксперимента стабильно увеличивалось количество выпускников школы, поступивших в ВУЗы.

Очень тонкая, деликатная, но актуальнейшая на сегодня проблема - межэтническое общение. Основы его закладываются в детстве. И вновь на помощь в преодолении барьеров межнационального общения приходит ТНК. Например, в Санкт-Петербургской средней общеобразовательной школе № 443 в образовательную и воспитательную систему включили направления по подготовке и проведению праздников народного календаря. И между детьми разных национальностей в процессе игры, творчества, художественной деятельности на основе народных традиций возник диалог, укрепилось взаимопонимание, стали улучшаться отношения.

Статистика подтверждает снижение преступности, уменьшение количества детских правонарушений и постановок на учет в комиссии по делам несовершеннолетних именно благодаря тесному взаимодействию специалистов центра традиционной народной культуры и общеобразовательной школы. Скажем, с 2005 по 2010 годы общее количество преступлений в не очень благополучном рабочем посёлке Хохлово Кадуйского района снизилось с 39 (в 2005 году) до 13 (в 2010 году). Количество правонарушений среди детей и подростков и постановок на учёт в 2010 году сведено к нулю, так же, как и количество несовершеннолетних, злоупотреблявших спиртными напитками.

Все эти данные собраны в Вологодской области. Области, которую в фольклорной среде считают едва ли не самой успешной, благополучной в смысле поддержки ТНК. На Вологодчине действует областная целевая программа «Традиционная народная культура как основа сохранения культурной самобытности Вологодской области». Именно благодаря ей, здесь работает такое количество ЦНТК, здесь собирается, сохраняется, воспроизводится многое из того, что еще можно собрать, сохранить и воспроизвести.

Но и частные, субъективные мнения, может быть, не такие четкие, как статистические выкладки, подтверждают: дети, растущие в мире, в котором присутствуют хотя бы элементы народной традиционной культуры, заметно отличаются от своих сверстников в лучшую сторону.

Молодые мамочки обсуждают в Интернете развитие своих малышей. Удивляются: детки, которые еще в утробе вместе с мамами слушали народные песни, быстрее развиваются эмоционально, более отзывчивы и позитивны. И петь они начинают гораздо раньше, чем говорить. Уже в пять-шесть месяцев крохи «подпевают» народным пестушкам, припевкам. Ребенок, рожденный в «фольклорной» семье, где родители сами поют и живут в традиции, не похож на других детей. Это, как правило, не по возрасту смышлёный, тонко чувствующий маленький человек. И кем бы он ни стал потом в жизни, чем бы ни занялся, «закваска» в нем заложена правильная.

А что взрослые? И взрослые меняются, если в их жизнь входит настоящая народная традиция. Вот локальный, но очень показательный пример.

Юг России. Ставрополье. Фольклорная экспедиция Фонда казачьей культуры Санкт-Петербурга в процессе обследования Изобильненского района оказалась в станице Баклановская. Женщины, поющие в местном клубе, сначала встретили участников экспедиции не особенно приветливо и без энтузиазма. Здесь уже не ждали ничего хорошего ни от своих «кульпросветработников», ни, тем более, от приезжих. Лишь когда казАчки поняли, что городских интересуют не наносные современные шлягеры и даже не советские разученные агитки, а настоящие старинушки, которые пели их бабушки и прабабушки, что их просят петь не «как учили», а как пели дома и на улице их близкие, только тогда сердца женщин оттаяли. И какой отклик получили фольклористы! Целые пласты песенно-обрядовой культуры, архаичные, уникальные, многоголосные всплывали в памяти казачек один за другим. Песни вспоминались еще и еще, голоса обретали естественный тембр, женщины расцветали на глазах!

На основе материалов первой экспедиции Фонда казачьей культуры в Баклановскую был записан диск. Казачек пригласили в Санкт-Петербург на международный фестиваль «Слава казачья», где они не только выступили, но и провели серию мастер-классов для молодежи. Успех был ошеломительный! А потом, год за годом, питерцы снова приезжали в Баклановскую, и с удивлением узнавали, что женщины продолжают сами вспоминать, реставрировать, заново разучивать старинные песни, подключают своих соседок, знакомых, близких. Фольклористов здесь уже встречали, как родных, рекомендовали, в какую станицу, на какой хутор еще поехать, чтобы записать уникального народного исполнителя... Из едва тлеющего, почти затухшего уголька разгорелся здесь настоящий костёр. Станица Баклановская начала собираться вокруг фольклорного очага, как до того, благодаря таким же экспедициям, собралась и расцвела станица Старопавловская, в которую участники питерского казачьего ансамбля «Братина» Фонда казачьей культуры приезжают уже не первое десятилетие.

У многих городских фольклорно-этнографических коллективов есть такие «свои» станицы, хутора, деревни, села... Места, куда горожане, добиваясь подлинности, аутентичности, приезжают учиться у народных исполнителей, у мастеров традиции, а местные жители, в свою очередь, получив, импульс от заинтересованных горожан, сами начинают «просыпаться», возвращать потерянное, казалось бы, самосознание, самоуважение, самоидентификацию. Отвлекаются от рутины, мирятся с соседями, восстанавливают разрушенные семейные связи, начинают интересоваться своими родовыми корнями, меньше пьют, в конце концов.

Бывает по-другому. Очаг возрождения народной традиции может разгореться благодаря подвижнической деятельности одного человека. Но человек этот должен обладать особыми качествами – он должен быть образованным, увлеченным, безраздельно преданным выбранному пути и не ждущим прибыли от того, что делает.

Деревня Пожарище Нюксенского района Вологодской области. Сотни и сотни деревень Русского Севера сгинули, оставив после себя лишь огромные провалившиеся избы и торчащие свечками, как после войны, печные трубы. Молодежь разъехалась, старики умерли, колхозы развалились, работы нет... Вполне вероятно такая судьба могла бы постичь и Пожарище. Деревня очень древняя, в настоящей глуши – дорогу сюда проложили в 60-е годы ХХ века, до этого можно было добраться только рекой или вертолетом. Благодаря своей отдаленности и обособленности, Пожарище сохранило очень архаичные, еще дохристианские традиции, которые, скорее всего, лет через десять окончательно канули бы в Лету, если бы не один удивительный человек – Олег Николаевич Коншин. Сам выходец из этой деревни, он получил высшее образование в Вологде, а потом вместе со своей семьей снова вернулся в Пожарище. И взялся за неподъемный труд – возродить деревню, не дать ей загнуться. Бабушка Олега была известной в деревне песенницей. С детства и он впитал в себя местную традицию. Теперь, уже будучи взрослым, молодой человек собрал бабушек, которые еще помнили, как пели, как плясали старинную «